Рожденные ползать, расступитесь, я взлетаю!
Седьмое занятие
Тема: Конфликт и его профилактика.
Что есть конфликт? Это столкновение - людей, их интересов, потребностей.
Конфликт всегда развивается стадиями:
1) Потребности почти не сталкиваются - на этой стадии следует установить правила. 80% конфликтов при наличии правил затухает на этой стадии.
2) Возникают небольшие инциденты - на этой стадии конфликт также можно купировать в 90% случаев, если поговорить и обсудить свои потребности и проблемы.
3) Пик. Скандал. Переход на личности - здесь успешный исход составит всего 5%.
4) Спад. - здесь успех составит 50%, но все равно остался осадок и недовольство, люди хоть и договорились, все равно могут ссориться.
Как договориться: 5 шагов решения конфликта.
1) Прояснение ситуации - применять Я, ТЫ-сообщения, активное слушание, метод открытых вопросов.
2) Обсудить проблему и собрать предложения по ее решению.
3) Выбор наилучшего решения.
4) Детализация ("А что ты имеешь в виду?")
5) Помощь и мониторинг на первых этапах - обязательная благодарность, вопросы типа "Чем могу помочь?"
Следующая часть занятия - адаптация ребенка в семье.
Наталья предложила рассмотреть ситуацию по этапам и на каждом этапе попросила нас рассказывать, что мы чувствуем.
Итак:
1) К вам домой приходит человек и говорит, что в течение часа вы должны собрать свои вещи и покинуть место жительства. Ваши чувства? Я ответила, что непонимание, злость, возмущение на тему "А кто ты, собственно, такой?" и отказ куда-либо ехать. После того, как эмоции схлынут, я спросила бы о причине, по которой я должна покинуть свой дом.
2) Вы все равно уехали - один - и едете в поезде, не зная куда. Ваши чувства и действия? Если я уже все-таки куда-то еду, то у меня чувства двойственные - и тревога (а что меня там ждет?) и предвкушение и приятное возбуждение от того, что я еду. Действия - сколько ехать - неизвестно, поэтому я познакомлюсь с людьми, налажу контакты, в общем, сделаю поездку наиболее комфортной.
3) Вот вы приехали в незнакомый город и вам сказали, что вас ждет семья. Ну что ж, если они меня ждут, значит, они хотят чтобы я жила у них, значит, чем-то я им приятна. Я присмотрюсь к людям, познакомлюсь, расспрошу, что им от меня надо.
4) Вы познакомились и живете с ним. Ваши чувства? Я должна быть уверена, что в любой момент я смогу уехать обратно, то есть мне важна свобода действий. Я буду беспокоиться о близких (вспомнила своего Рыжика), значит мне нужна с ними постоянная связь и чтобы мне в этом не препятствовали.
Конечно же, данный тестик достаточно прозрачный, мы должны были поставить себя на место приемного ребенка. Но как по мне, тест некорректный - мы рассуждали с точки зрения взрослых людей, у которых есть дети, супруги, родители и своя жилплощадь. Думаю, у ребенка все же немного по другому, хотя общее, несомненно, есть.
Собственно адаптация
Первая встреча с ребенком - к перемещению в свою семью его надо готовить: познакомиться с ним, назвав только свое имя, не говорить, что "я буду твоим папой или мамой". Установить с ним контакт глаз, телесный контакт, задавать открытые вопросы. Перед тем как уйти, спросить, можно ли прийти еще. Принести с собой угощение и небольшую игрушку. Сладкое снимает стресс, но нельзя приносить шоколад и цитрусовые.
При второй встрече можно принести небольшой фотоальбом, где будут фотографии ваших домашних животных, родителей, детей (если есть). Немного о них рассказать.
Когда уже забираете ребенка насовсем, ему надо рассказать всё до мельчайших подробностей: во что вы его оденете, что сейчас выйдете из здания, пойдете по дорожке, сядете в машину, вы его посадите в специальное кресло, что вот тут вы остановитесь и то-то купите. По прибытии домой спросить что ему приготовить и т.д.
О ребенке необходимо узнать всё, взять его фото - все, которые есть, игрушки, рисунки, узнать его режим, чем болел, как болеет, капризничает ли и как его успокоить. Многие дети в учреждениях боятся воды.
От избытка информации и впечатлений ребенок будет очень возбужден и может неадекватно себя вести. Дома ему следует показать его комнату, проговорить несколько правил (В нашей семье так заведено/так принято...).
Дети в ДД едят порциями, очень ограниченно, поэтому в семье нельзя поначалу давать к еде открытый доступ. Делать всё надо постепенно. Дети сначала делают нычки на случай стресса - например, прячут сухарики, конфеты, печеньки, чтобы погрызть ночью. Кто-то рассказывал, что их приемный ребенок таскал к себе вареную курицу)))) В этом им нельзя мешать, лучше даже выделить баночку и поставить возле кровати, куда он бы складировал свою нычку. Когда ребенок освоится и привыкнет к жизни в семье, эта привычка уйдет.
Этапы адаптации:
1) От 2х недель до 2х месяцев. Этот период еще называют "медовым месяцем". Ребенок идеально послушен, просто ангелок. Но может быть и другая сторона - постоянный стресс. Либо-либо.
2) Около 8 месяцев. "Дурдом". В эти месяцы происходит притирка и столкновение интересов, характеров. Задача родителей в этот период - спланировать интересы и дела именно под себя, чтобы было чем заполнить свой ресурс. Эмоции, досуг. Нельзя забывать о себе. Родитель - в первую очередь, а ребенок - только во вторую, т.к. если плохо вам, то плохо и ему. Обязательно гулять, уходить от монотонности бытовых дел, причем гулять - без детей. Одной, с подругой, мужем, но без детей. Не меньше часа.
3) Еще год. Полный этап адаптации равен двум годам.
Тема: Конфликт и его профилактика.
Что есть конфликт? Это столкновение - людей, их интересов, потребностей.
Конфликт всегда развивается стадиями:
1) Потребности почти не сталкиваются - на этой стадии следует установить правила. 80% конфликтов при наличии правил затухает на этой стадии.
2) Возникают небольшие инциденты - на этой стадии конфликт также можно купировать в 90% случаев, если поговорить и обсудить свои потребности и проблемы.
3) Пик. Скандал. Переход на личности - здесь успешный исход составит всего 5%.
4) Спад. - здесь успех составит 50%, но все равно остался осадок и недовольство, люди хоть и договорились, все равно могут ссориться.
Как договориться: 5 шагов решения конфликта.
1) Прояснение ситуации - применять Я, ТЫ-сообщения, активное слушание, метод открытых вопросов.
2) Обсудить проблему и собрать предложения по ее решению.
3) Выбор наилучшего решения.
4) Детализация ("А что ты имеешь в виду?")
5) Помощь и мониторинг на первых этапах - обязательная благодарность, вопросы типа "Чем могу помочь?"
Следующая часть занятия - адаптация ребенка в семье.
Наталья предложила рассмотреть ситуацию по этапам и на каждом этапе попросила нас рассказывать, что мы чувствуем.
Итак:
1) К вам домой приходит человек и говорит, что в течение часа вы должны собрать свои вещи и покинуть место жительства. Ваши чувства? Я ответила, что непонимание, злость, возмущение на тему "А кто ты, собственно, такой?" и отказ куда-либо ехать. После того, как эмоции схлынут, я спросила бы о причине, по которой я должна покинуть свой дом.
2) Вы все равно уехали - один - и едете в поезде, не зная куда. Ваши чувства и действия? Если я уже все-таки куда-то еду, то у меня чувства двойственные - и тревога (а что меня там ждет?) и предвкушение и приятное возбуждение от того, что я еду. Действия - сколько ехать - неизвестно, поэтому я познакомлюсь с людьми, налажу контакты, в общем, сделаю поездку наиболее комфортной.
3) Вот вы приехали в незнакомый город и вам сказали, что вас ждет семья. Ну что ж, если они меня ждут, значит, они хотят чтобы я жила у них, значит, чем-то я им приятна. Я присмотрюсь к людям, познакомлюсь, расспрошу, что им от меня надо.
4) Вы познакомились и живете с ним. Ваши чувства? Я должна быть уверена, что в любой момент я смогу уехать обратно, то есть мне важна свобода действий. Я буду беспокоиться о близких (вспомнила своего Рыжика), значит мне нужна с ними постоянная связь и чтобы мне в этом не препятствовали.
Конечно же, данный тестик достаточно прозрачный, мы должны были поставить себя на место приемного ребенка. Но как по мне, тест некорректный - мы рассуждали с точки зрения взрослых людей, у которых есть дети, супруги, родители и своя жилплощадь. Думаю, у ребенка все же немного по другому, хотя общее, несомненно, есть.
Собственно адаптация
Первая встреча с ребенком - к перемещению в свою семью его надо готовить: познакомиться с ним, назвав только свое имя, не говорить, что "я буду твоим папой или мамой". Установить с ним контакт глаз, телесный контакт, задавать открытые вопросы. Перед тем как уйти, спросить, можно ли прийти еще. Принести с собой угощение и небольшую игрушку. Сладкое снимает стресс, но нельзя приносить шоколад и цитрусовые.
При второй встрече можно принести небольшой фотоальбом, где будут фотографии ваших домашних животных, родителей, детей (если есть). Немного о них рассказать.
Когда уже забираете ребенка насовсем, ему надо рассказать всё до мельчайших подробностей: во что вы его оденете, что сейчас выйдете из здания, пойдете по дорожке, сядете в машину, вы его посадите в специальное кресло, что вот тут вы остановитесь и то-то купите. По прибытии домой спросить что ему приготовить и т.д.
О ребенке необходимо узнать всё, взять его фото - все, которые есть, игрушки, рисунки, узнать его режим, чем болел, как болеет, капризничает ли и как его успокоить. Многие дети в учреждениях боятся воды.
От избытка информации и впечатлений ребенок будет очень возбужден и может неадекватно себя вести. Дома ему следует показать его комнату, проговорить несколько правил (В нашей семье так заведено/так принято...).
Дети в ДД едят порциями, очень ограниченно, поэтому в семье нельзя поначалу давать к еде открытый доступ. Делать всё надо постепенно. Дети сначала делают нычки на случай стресса - например, прячут сухарики, конфеты, печеньки, чтобы погрызть ночью. Кто-то рассказывал, что их приемный ребенок таскал к себе вареную курицу)))) В этом им нельзя мешать, лучше даже выделить баночку и поставить возле кровати, куда он бы складировал свою нычку. Когда ребенок освоится и привыкнет к жизни в семье, эта привычка уйдет.
Этапы адаптации:
1) От 2х недель до 2х месяцев. Этот период еще называют "медовым месяцем". Ребенок идеально послушен, просто ангелок. Но может быть и другая сторона - постоянный стресс. Либо-либо.
2) Около 8 месяцев. "Дурдом". В эти месяцы происходит притирка и столкновение интересов, характеров. Задача родителей в этот период - спланировать интересы и дела именно под себя, чтобы было чем заполнить свой ресурс. Эмоции, досуг. Нельзя забывать о себе. Родитель - в первую очередь, а ребенок - только во вторую, т.к. если плохо вам, то плохо и ему. Обязательно гулять, уходить от монотонности бытовых дел, причем гулять - без детей. Одной, с подругой, мужем, но без детей. Не меньше часа.
3) Еще год. Полный этап адаптации равен двум годам.