Рожденные ползать, расступитесь, я взлетаю!
Шестое занятие.
Тема была: Причины непослушания детей.
1) Борьба за внимание - ребенок готов на всё, лишь бы его назвали по имени, был телесный контакт, посмотрели ему в глаза, выказали эмоции, т.е. отследили "чувством родителя": раздражение, злость.
Что можно сделать? Дать ему требуемое внимание, но - только положительное. Не раздражаться и не высказывать негатив.
2) Борьба за власть и самоутверждение - ребенок бунтует и идет против системы. Это может быть в любом возрасте. Родители испытывают гнев, злятся.
Что делать? Не вступать с ним в эту борьбу. Вы не враг, вы с ним. Но это не значит, что надо ему уступать.
3) Месть, желание разделить испытываемую им боль с другими. Чувства родителей - обида, раздражение.
Что делать? Не обижаться. Спросить "Что случилось?"
Пример: Дети едят суп, от супа идет пар. Девочка смотрит на него и говорит "А наша мама нас лицом с горячий суп макала. Не буду есть" - кидает в тарелку ложку, суп разбрызгивается на стол. Как должна поступить приемная мама? Наказать? Заставить? Не обратить внимания? Нет, она сказала: "Да, я понимаю, тебе было очень больно и неприятно. Но я - никогда так не сделаю. Я тебя люблю и не хочу причинять тебе боль." Девочка подумала, кивнула, взяла ложку и стала есть. Больше к этой теме она не возвращалась. Боль была высказана, принята другим и разделена. И перестала быть болью.
5) Потеря веры в себя, свои силы, опускание рук. Родители чувствуют растерянность, тревогу и бессилие.
Что тут можно сделать? Привлекать его положительный опыт ("А помнишь, ты делал то-то и то-то и у тебя так хорошо получилось. Давай попробуем снова?"), корректировать самооценку ребенка, поддерживать его.
6) Дезориентация в ценностях и смыслах.
Чувства родителей - недоумение.
Что делать? Продолжать жить на своих ценностях и самое главное - им соответствовать. Принято в семье обедать всем вместе, значит за стол садятся все вместе, никто не сидит за компьютером или перед телевизором. Заведено в семье, что после ужина посуду моет папа - значит, так и делается.
Коммуникативные техники.
1) Невербальные
2)Техника активного слушания - эхо, перефразировка ("Там было так страшно! - Да, я понимаю, ты испугался")
3) Умение задавать вопросы: они бывают закрытого и открытого типа.
Закрытого типа отвечают на вопрос "Да" и "Нет".
Вопросы открытого типа начинаются со слов "когда, где, откуда, зачем..."
4) Вербализация эмоций
5) Техника "Я-сообщение":
а) говорить от первого лица - я, мне, меня. Не говорить "ты".
б) проговорить чувства, эмоции
г) Привести факты, ситуацию, но не высказывать свое суждение.
д) техника должна заканчиваться просьбой, причем сформулированной позитивно, т.е. сказать, что ты хочешь (а не то, чего не хочешь)
Пукнты можно переставлять, но последней всегда должна быть просьба.
6) Техника "Ты-сообщение": даешь понять человеку, что ты его понимаешь, понимаешь его чувства - "Я вижу (мне кажется\ я понимаю), что тебе плохо\больно\обидно\ты разозлился\тебе неприятно и т.д.
А потом ПАУЗА!!!
Ребенок (человек) должен проговорить свои эмоции!!!
Как ответить "нет"? Оказывается, многие люди, в том числе дети из казенных учреждений не могут отвечать отказом, и многие успешно этим пользуются. Для детей это особенно важно, потому что пришедший в семью ребенок, осваиваясь в школе или детском саду, хочет понравится, быстрее влиться в коллектив. Не понимая пока особенностей отношений среди домашних детей, такой ребенок может оказаться в опасности, соглашаясь на все подряд.
Так вот, универсальная фраза "Имя, я обязательно сделаю, только сейчас причина отказа. Прошу тебя, напомни мне обязательно"
Как правило, если ему помощь на самом деле не нужна, человек больше не напоминает.
Тема была: Причины непослушания детей.
1) Борьба за внимание - ребенок готов на всё, лишь бы его назвали по имени, был телесный контакт, посмотрели ему в глаза, выказали эмоции, т.е. отследили "чувством родителя": раздражение, злость.
Что можно сделать? Дать ему требуемое внимание, но - только положительное. Не раздражаться и не высказывать негатив.
2) Борьба за власть и самоутверждение - ребенок бунтует и идет против системы. Это может быть в любом возрасте. Родители испытывают гнев, злятся.
Что делать? Не вступать с ним в эту борьбу. Вы не враг, вы с ним. Но это не значит, что надо ему уступать.
3) Месть, желание разделить испытываемую им боль с другими. Чувства родителей - обида, раздражение.
Что делать? Не обижаться. Спросить "Что случилось?"
Пример: Дети едят суп, от супа идет пар. Девочка смотрит на него и говорит "А наша мама нас лицом с горячий суп макала. Не буду есть" - кидает в тарелку ложку, суп разбрызгивается на стол. Как должна поступить приемная мама? Наказать? Заставить? Не обратить внимания? Нет, она сказала: "Да, я понимаю, тебе было очень больно и неприятно. Но я - никогда так не сделаю. Я тебя люблю и не хочу причинять тебе боль." Девочка подумала, кивнула, взяла ложку и стала есть. Больше к этой теме она не возвращалась. Боль была высказана, принята другим и разделена. И перестала быть болью.
5) Потеря веры в себя, свои силы, опускание рук. Родители чувствуют растерянность, тревогу и бессилие.
Что тут можно сделать? Привлекать его положительный опыт ("А помнишь, ты делал то-то и то-то и у тебя так хорошо получилось. Давай попробуем снова?"), корректировать самооценку ребенка, поддерживать его.
6) Дезориентация в ценностях и смыслах.
Чувства родителей - недоумение.
Что делать? Продолжать жить на своих ценностях и самое главное - им соответствовать. Принято в семье обедать всем вместе, значит за стол садятся все вместе, никто не сидит за компьютером или перед телевизором. Заведено в семье, что после ужина посуду моет папа - значит, так и делается.
Коммуникативные техники.
1) Невербальные
2)Техника активного слушания - эхо, перефразировка ("Там было так страшно! - Да, я понимаю, ты испугался")
3) Умение задавать вопросы: они бывают закрытого и открытого типа.
Закрытого типа отвечают на вопрос "Да" и "Нет".
Вопросы открытого типа начинаются со слов "когда, где, откуда, зачем..."
4) Вербализация эмоций
5) Техника "Я-сообщение":
а) говорить от первого лица - я, мне, меня. Не говорить "ты".
б) проговорить чувства, эмоции
г) Привести факты, ситуацию, но не высказывать свое суждение.
д) техника должна заканчиваться просьбой, причем сформулированной позитивно, т.е. сказать, что ты хочешь (а не то, чего не хочешь)
Пукнты можно переставлять, но последней всегда должна быть просьба.
6) Техника "Ты-сообщение": даешь понять человеку, что ты его понимаешь, понимаешь его чувства - "Я вижу (мне кажется\ я понимаю), что тебе плохо\больно\обидно\ты разозлился\тебе неприятно и т.д.
А потом ПАУЗА!!!
Ребенок (человек) должен проговорить свои эмоции!!!
Как ответить "нет"? Оказывается, многие люди, в том числе дети из казенных учреждений не могут отвечать отказом, и многие успешно этим пользуются. Для детей это особенно важно, потому что пришедший в семью ребенок, осваиваясь в школе или детском саду, хочет понравится, быстрее влиться в коллектив. Не понимая пока особенностей отношений среди домашних детей, такой ребенок может оказаться в опасности, соглашаясь на все подряд.
Так вот, универсальная фраза "Имя, я обязательно сделаю, только сейчас причина отказа. Прошу тебя, напомни мне обязательно"
Как правило, если ему помощь на самом деле не нужна, человек больше не напоминает.